Технические науки
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УДАЛЕННЫМ БАЗАМ ДАННЫХ
Анисимов А.В. 1

1. СПГЭТУ(ЛЭТИ)

Резюме:

Приводится описание удаленного доступа к информационным ресурсам на основе создания «толстого клиента». Рассматривается организация телекоммуникационного обмена средствам сокетного программирования. Показывается механизм разработки системы дистанционного образования, обеспечивающей доступ к удаленным базам данных. Рассматриваются способы размещения образовательного ресурса в хранилище информации. Анализируются возможности перехвата трафика в процессе осуществления процедур дистанционного обучения как применительно к передаваемым учебным материалам, так и средствам контроля знаний обучаемого. Организация доступа к хранилищу информации увязывается с видом носителя, используемого для передачи данных. Применительно к тестовой, контрольной информации рассматривается использование беспроводных систем. Делается акцент на социальное значение дистанционного обучения. Устанавливаются методы обеспечения информационной безопасности и качества информационных процессов исходя из особенностей технологии «толстого клиента».

Ключевые слова: Удаленный доступ, веб-технологии, клиент-серверная модель, «толстый клиент», качество доступа.


УДК 621.39

Анисимов А.В., канд. техн. наук, доц.

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет (ЛЭТИ) Санкт-Петербург

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УДАЛЕННЫМ БАЗАМ ДАННЫХ

Пользователи систем дистанционного обучения часто сталкиваются с ограничениями трафика. Это связано с удаленностью от крупных населенных пунктов. Именно такая категория обучаемых и стремится к получению образовательных услуг в режиме дистанционного обучения.

Выбор доступа в базам данных, содержащих необходимую обучаемому информацию, – важнейшая составляющая, обеспечивающая комфортность организации учебного процесса. В настоящем докладе рассматривается использование  технологии, получившей название удаленный доступ к информационным ресурсам на основе создания «толстого клиента». Данная технология – одна из возможных телекоммуникационных технологий (см. [1]).

 Технология «толстого клиента» предусматривает разработку соответствующих клиентских приложений. При этом можно использовать общепринятые способы программирования «под интернет», а можно просто использовать существующие телекоммуникационные лини, создав оригинальные программные средства.  Преимущество подобных «самоделок» - в изолированности от хакерской и прочей деятельности в сети. Создать подобную систему можно на основе штатных средств программирования распределенных баз данных, например предоставляемых компанией  Микрософт.

 Сам телекоммуникационный обмен в таком случае вполне можно обеспечить средствам сокетного программирования с использованием базовых конструкций языка C. С позиций защиты доступа уязвим сам процесс обмена между сервером и клиентом. Образовательный ресурс размещается на серверах, в хранилище  информации. Доступ к хранилищу можно ограничить с использованием организационных мер обеспечения информационной безопасности. Эти меры хорошо регламентированы и в организациях, поддерживающих дисциплину персонала, дают желаемый эффект. Наиболее уязвимым в таком случае становится перехват трафика. С учетом характера самой информации, скорее всего сам образовательный контент – это не та информация, за которой будут охотиться таким образом. Однако, дистанционное обучение – это не только сами передаваемые учебные материалы, но и средства контроля знаний обучаемого. Для такой составляющей учебного процесса применимы достаточно ухищренные средства несанкционированного доступа. Конечные пользователи могут обслуживаться компаниями, применяющими телефонную, мобильную, спутниковую связь. Нам приходилось сталкиваться со студентами из удаленных сибирских регионов, в которых связь поддерживалась по газовым трубопроводам.  Такие разработки есть на нашем факультете, однако те студенты, с которыми приходилось беседовать на эту тему, утверждали, что конкретно у них используется канадское оборудование. При всей малочисленности этой группы обучаемых, следует признать, что именно для них дистанционное обучение – самое востребованное. В соответствии с выбранными технологиями доступа,  разработчик системы дистанционного образования на основе доступа путем  создания «толстого клиента», обеспечивающего доступ к удаленным базам данных, разрабатывает подход к обеспечению информационной безопасности. Организация доступа к хранилищу информации зависят носителя, используемого для передачи данных. Для доступа к тестовой, контрольной информации удобно использование беспроводных систем. В первую очередь имеются в виду системы персональной сотовой связи. Однако, с учетом специфики дистанционного обучения опять - таки нужно иметь в виду относительно редкие системы - спутниковые системы, наземные СВЧ-системы. Каналы сотовой связи имеют низкую скорость передачи данных, однако, в этой области происходит поистине революционные изменения, что собственно для передачи тестов не имеет никакого значения. Тесты, как правило, имеют небольшой объем. Данная особенность дистанционного обучения имеет существенное социальное значение, поскольку конечная цель дистанционного обучения – преодоление существующего социального неравенства, что, прежде всего, необходимо именно применительно к образованию. Передаваемые по сотовой связи сведения, поддерживающие процедуру проверки знаний, могут быть перехвачены при использовании специальной аппаратуры. При загрузке данных в «толстого клиента» могут применяться низкоскоростные  индивидуальные каналы для отдельных пользователей, а также высокоскоростные каналы с ориентацией на группу пользователей. Спутниковые системы естественно являются наиболее защищенными с точки зрения доступа к ним с использованием специальных средств. Прекрасные показатели по информационной безопасности и у оптико-волоконных кабелей.  Кроме того, для  доступа к данным в современных условиях могут быть применены  сети кабельного телевидения. Подобный доступ может быть использован для обучаемых, получающих образовательные услуги в крупных городах, где сети кабельного телевидения являются стандартом доступа к телевизионным услугам и имеют дополнительные функциональные возможности.

Разработка программного обеспечения без применения стандартных технологий web-программирования делает особенно актуальным тестирование процедур доступа к серверам, предоставляющим образовательные услуги. Задачи тестирования – это не только защита данных с позиций информационной безопасности, но и проверка собственно функциональности приложений. Это особенно актуально в условиях потери функциональности при переходе на обновлённые версии операционной системы. Для программ - самоделок нарушение обязательств по поддержке всего старого кода, которые когда-то давались производителями операционных систем, – серьезнейшая проблема. Тестирование необходимо производить не только на этапе собственно разработки, но в процессе последующей эксплуатации системы дистанционного образования. Эта задача должна быть включена в служебные обязанности администратора образовательного ресурса, который также должен быть и web-администратором. Сканирование уязвимостей по стандартам web-администрирования обязательно для доступа к удаленным  образовательным базам данных и служит основой для их эксплуатации. Эффективное тестирование обеспечивает высокие показатели качества выбранной  технологии доступа к образовательным удаленным базам данных. Требования высокой производительности, надежности и минимизации потерь данных при отказах обязательны для образовательных технологий в силу особенности их социальной направленности. Архитектура сервера, позволяющая оптимальным образом настроить систему под конкретные требования, рассматривается как показатель качества с позиций адаптации системы к задачам потребителей сетевых услуг.

В докладе предполагается краткое ознакомление с  характеристиками  серверов, которые определяют качество доступа к информационным ресурсам. Сервисы, обеспечиваемые в результате создания приложения по технологии «толстого клиента», предоставляются пользователям в форме сеанса. После завершения сеанса данные сохраняются на компьютере клиента, и дальнейшее их сопровождение зависит только от самого потребителя информационного сервиса. В случае утраты или искажения данных на машине клиента пользователь может повторить доступ к серверу в любое удобное для него время при наличии функционирующего канала связи. Собственно это и является штатным преимуществом  технологии «толстого клиента». Доклад предполагает краткое изложение программных решений на основе MS SQL Server. А также «Visual Fox Pro - клиентское программирование» с применением модулей загрузки в компьютер клиента на основе сокетного программирования, использующего язык C.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     Семенов Ю.А. Протоколы Internet для электронной торговли. М.: Изд. Горячая линия – Телеком, 2003. 730 с.


Библиографическая ссылка

Анисимов А.В. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УДАЛЕННЫМ БАЗАМ ДАННЫХ // . – . – № ;
URL: istmu2016.csrae.ru/ru/0-2 (дата обращения: 04.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 413 | За неделю: 413 | Всего: 413


Комментарии (0)