Технические науки
СТРУКТУРА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ПОТЕРЬ ПО ПРИЧИНЕ ОТСТАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ОТ ДВИЖЕНИЯ
Тимченко В.С. 1

1. Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН

Резюме:

Несмотря на снижение грузооборота железнодорожного транспорта в 2015 году, экспортные перевозки в адрес морских портов увеличились, т.к. грузооборот морского транспорта за тот же период вырос, что в условиях отставания в развитии пропускных способностей железнодорожных направлений и перерабатывающих способностей технических станций вызывает задержки грузовых поездов и отставление их от движения («бросание»). Кроме того, особенности железнодорожного обслуживания морских портов вызывают значительно большие задержки грузовых поездов, чем на других направлениях, что приводит к экономическим потерям. В статье представлена имитационная модель оценки потерь ОАО «РЖД» по причине отставления грузовых поездов, следующих в адрес морских портов, от движения, разработанная в рамках системнодинамического подхода в среде AnyLogic. Имитационная модель на основе данных и прогнозных значений позволят оценить потери в текущем году и на перспективу, на основании которых можно оценить срок окупаемости мероприятий по сокращению количества отставленных от движения грузовых поездов.

Ключевые слова: имитационное моделирование, отставление грузовых поездов от движения, морские порты, экспортные перевозки, железнодорожный транспорт


Моделирование сложных систем

УДК 625.1:004.94

Тимченко В.С.

Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, научный сотрудник

 

СТРУКТУРА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ПОТЕРЬ ПО ПРИЧИНЕ ОТСТАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ОТ ДВИЖЕНИЯ

 

 

Несмотря на снижение грузооборота железнодорожного транспорта в 2015 году, экспортные перевозки в адрес морских портов увеличились, т.к.  грузооборот морского транспорта за тот же период вырос, что в условиях отставания в развитии пропускных способностей железнодорожных направлений и перерабатывающих способностей технических станций вызывает задержки грузовых поездов и отставление их от движения («бросание»). Кроме того, особенности железнодорожного обслуживания морских портов вызывают значительно большие задержки грузовых поездов, чем на других направлениях, что приводит к экономическим потерям. В статье представлена имитационная модель оценки потерь ОАО «РЖД» по причине отставления грузовых поездов, следующих в адрес морских портов, от движения, разработанная в рамках системнодинамического подхода в среде AnyLogic. Имитационная модель на основе данных и прогнозных значений позволят оценить потери в текущем году и на перспективу, на основании которых можно оценить срок окупаемости мероприятий по сокращению количества отставленных от движения грузовых поездов.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, экспортные перевозки, морские порты, отставление грузовых поездов от движения, имитационное моделирование.

Despite decrease in a rail freight turnover in 2015, export transportations to seaports have increased since goods turnover of sea transport for the same period has grown that in the lag conditions in capacities development of the railway directions and the overworking abilities of technical stations causes delays of cargo trains and an stopping them from the movement. Besides, features of seaports railway service cause considerably big cargo trains delays, than on other directions that leads to economic losses. The imitating model of an railroad losses assessment because of an stopping of the cargo trains going to seaports, from the movement, developed within System Dynamic Simulation in the AnyLogic environment is presented in article. Imitating model on the basis of data and expected values will allow to estimate losses in the current year and on prospect on the basis of which it is possible to estimate an actions payback period for reduction of the cargo trains number which are set aside from the movement.

Keywords: railway transport, export transportations, seaports, an otstavleniye of cargo trains from the movement, imitating modeling.

 

Несмотря на снижение грузооборота железнодорожного транспорта в январе-августе 2015 года на 0,1 %, экспортные перевозки в адрес морских портов увеличились, т.к.  грузооборот морского транспорта за тот же период вырос на 13,6% [1], что в условиях отставания в развитии пропускных способностей железнодорожных направлений и перерабатывающих способностей технических станций вызывает задержки грузовых поездов и отставление их от движения («бросание») [2].

Особенности железнодорожного обслуживания морских портов обусловлены неравномерностью погрузки в адрес портов и прибытия морских судов, нехваткой портового оборудования и вместимости складов, малым количеством приемо-отправочных путей на припортовых станциях, смерзанием грузов в зимних условиях и т.д.  Поэтому задержки грузовых поездов, движущихся к морским портам, значительно выше, чем поездов других назначений.

При этом возникают скопления железнодорожных составов на припортовых станциях и подходах к ним в пиковые периоды, которые серьезно осложняют работу других станций и участков.

Из-за сложностей с организацией ритмичной работы двух видов транспорта на подходах к морским портам [3], появляется большое число «брошенных» поездов.

Оперативно-диспетчерскому персоналу Дирекции движения совместными усилиями с сотрудниками ЦФТО подсилу сократить количество «брошенных» поездов, но целиком устранить практику бросания они не смогут из-за особенностей работы на стыке железная дорога – морской порт, связанных как с технологией работы, так и с особенностями рыночной экономики – практика массового увеличения отправок в конце кварталов и года для закрытия контрактов и увеличения выручки в статистических отчетах грузоотправителей.

А раз это нельзя устранить, это нужно учитывать, в том числе прогнозировать потери по причине отставления грузовых поездов от движения и отвлекаемые на бросание и подъем поездов ресурсы.

Уменьшение количества отставленных от движения поездов позволит сократить:

1.      Отвлечение локомотивов и локомотивных бригад на отставление от движения и «подъем» поездов;

2.      Использование работников службы вагонного хозяйства к опробованию тормозов на станциях отставления поезда от движения;

3.      Использование работников станций и снегоочистительных машин для очистки станции «бросания» поезда;

4.      Затраты на продвижение брошенных поездов на станции назначения в условиях дефицита пропускной способности;

5.      Выплату пени за несоблюдение сроков доставки грузов.

Суммарные потери по причине отставления грузовых поездов от движения предлагается определять по авторской методике [4]:

В Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. ставится задача интенсивного развития транспортной инфраструктуры. Одним из направлений ее научного обеспечения является создание имитационных систем различных видов транспорта [5].

Имитационная модель оценки потерь по причине отставления грузовых поездов от движения (рис. 1) была построена с использованием системнодинамического подхода в универсальной среде AnyLogic.

Результаты моделирования выводятся с помощью временных графиков: динамика суммарных потерь по причине отставления грузовых поездов от движения с шагом в один день и суммарные потери по причине отставления грузовых поездов от движения за период моделирования. Также можно оценить количество отвлекаемых на бросание и подъем поездов ресурсов и длительность их отвлечения.

Имитационная модель на основе статистических значений грузовых поездов, отставленных от движения и длительностей превышения договорных сроков доставки грузов и их прогнозных значений позволят оценить потери ОАО «РЖД» в текущем году и на перспективу, на основании которых можно оценить срок окупаемости мероприятий по сокращению количества отставленных от движения грузовых поездов.

Если бы в 2014 году за все отставленные от движения поезда ОАО «РЖД» получало плату по текущим ставкам, то дополнительный доход компании за «брошенные» поезда составил более 700 млн. руб. [6] при отставлении от движения каждого грузового поезда на одни сутки.

Выводы

В статье представлена имитационная модель оценки потерь ОАО «РЖД» по причине отставления грузовых поездов от движения, вызванной особенностью работы на стыке железная дорога – морской порт.

 

Библиографический список

1.                Грузооборот транспорта в РФ в январе-августе снизился на 1,4% // ТАСС Северо-Запад [электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/transport/2270790

2.                Кокурин И.М., Катцын Д.В., Малыгин И.Г. Организация экспорта каменного угля на основе Концентрации логистической цепи поставок // Наука и транспорт. Модернизация железнодорожного транспорта. – 2013. – №2. – С. 15-17.

3.                Рецепты ускорения // Пульт управления [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pult.gudok.ru/archive/detail.php?ID=917608.

4.                Тимченко В.С. Методика обоснования строительства парка отстоя в припортовом железнодорожном узле // Вестник транспорта Поволжья. – 2015. – №4. – С. 44-49.

5.                Белый О.В. Инновационные проблемы развития транспорта // Бюллетень объединенного ученого совета ОАО РЖД. – 2010. - №4. – С. 97-100.

6.                Кузнецов А.В. Отставим груз на колёсах по договору // Гудок [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1276081&archive=2015.06.04.


Библиографическая ссылка

Тимченко В.С. СТРУКТУРА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ПОТЕРЬ ПО ПРИЧИНЕ ОТСТАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ОТ ДВИЖЕНИЯ // . – . – № ;
URL: istmu2016.csrae.ru/ru/0-3 (дата обращения: 04.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 501 | За неделю: 501 | Всего: 501


Комментарии (0)