Физико-математические науки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»
Линник И. И. 1, Линник Е. П. 2, Овчинникова М.В. 3

1. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В. И. Вернадского" в г. Ялте
2. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В. И. Вернадского" в г. Ялте
3. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В. И. Вернадского" в г. Ялте

Резюме:

В статье рассматриваются практические аспекты создания электронного курса, для которого базовым инструментом выбрана электронная образовательная среда Moodle.

Ключевые слова: электронный курс, дистанционное обучение, система Moodle


Информационные системы и технологии в

дистанционном образовании

УДК 371.26.14

Линник И. И., канд. техн. наук, доц.,

Линник Е. П., канд. физ.-мат. наук, доц.

Овчинникова М.В., канд. пед. наук, доц.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

«КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»

 

Аннотация. В статье рассматриваются практические аспекты создания электронного курса, для которого базовым инструментом выбрана электронная образовательная среда Moodle.

Abstract. The article deals with practical issues of e-learning course, for which the basic tool chosen distance learning system Moodle.

Ключевые слова: электронный курс, дистанционное обучение, система Moodle.

Key words: e-learning course, distance learning, learning management system, Moodle. 

 

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении математических дисциплин не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Использование дистанционного обучения, его элементов, различных форм или технологий в учебном процессе вуза является одним из современных направлений решения этой проблемы.

Система дистанционного обучения состоит из дистанционных учебных курсов, практически полностью исключают присутствие преподавателя и предоставляют возможности самостоятельно овладеть теоретическими знаниями и навыками по данному курсу [1; 2]. В нашей деятельности мы используем элементы дистанционного обучения, такие его формы и методы, которые, на наш взгляд, наиболее эффективны для формирования навыков самостоятельной работы обучающихся, позволяют обучающемуся самому задавать темп усвоения знаний и приобретение навыков в решении практических типовых задач.

Дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика» является базовой для бакалавров по направлениям подготовки:  44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Математика»); 09.03.03 «Прикладная информатика» (профиль подготовки «Прикладная информатика в менеджменте»); 38.03.01 «Экономика» (профиль подготовки «Финансы и кредит»). В силу небольшого количества контактных часов на изучение дисциплины, на кафедре математики, теории и методики обучения математике нашей академии разрабатывается одноименный электронный курс на базе платформы управления дистанционным обучением с открытым кодом Moodle [4], которая является одной из наиболее распространенных и доступных на сегодняшний день.

При разработке и внедрении дистанционных курсов мы опираемся на такие основные направления использования среды Moodle [3]: мотивационно-ценностное (направлено на повышение мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся, формирование ценностного отношения к этой деятельности, повышение уровня ответственности обучаемых за результат собственной учебно-познавательной деятельности); программно-целевое (обеспечивает постановку целей и задач курса, предоставляет информацию о его структуре и содержании, сроках выполнения работ, о возможных познавательных стратегиях, знакомство с рабочей программой дисциплины, графиком учебного процесса); информационно-деятельностное (реализует содержательный компонент в виде системы самостоятельных работ, формирующих и развивающих необходимые общекультурные и профессиональные компетенции); коммуникационное (направлено на коммуникацию между всеми участниками процесса изучения курса); контрольно-оценочное (обеспечивает контроль и самоконтроль учебно-познавательной деятельности, получение информации об интенсивности работы обучающихся, статистических данных по результатам их учебно-познавательной деятельности); рефлексивное (обеспечивает повышение уровня рефлексии обучаемых, формирование готовности обучающихся проводить самооценку и самоконтроль; технологический (обеспечивает техническую поддержку организации учебно-познавательной деятельности).

При создании электронного курса учитываются специфические особенности дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» (от научности до практической направленности), виды и характер и формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Электронный курс «Теория вероятностей и математическая статистика» представляет собой совокупность программно-методических средств для автоматизации процесса обучения, также содержит учебно-методические материалы, однако исключает электронное взаимодействие с преподавателем. Это объясняется тем, что главная цель создания электронного курса – дополнить традиционный процесс профессиональной подготовки. К достоинствам созданного электронного курса следует отнести наличие у студентов возможностей постижения новых средств доступа к информации, активности в учебно-познавательной деятельности.

Разрабатываемый электронный курс предполагает: самостоятельное изучение или повторение учебного материала, полученного на лекционных занятиях; а также, что очень важно, самоконтроль приобретенных теоретических знаний с помощью тестов начального уровня сложности и соответствующую рефлексию; приобретение практических навыков с помощью тестов тренировочного уровня сложности (включают решение простых типовых задач); проведение модульного контроля с ограниченным временным промежутком, включая задачи по различным темам данного модуля дисциплины.

Разработанное программное приложение включает лекционные материалы, алгоритмы, схемы и примеры решения типовых задач, набор задач для самоконтроля и справочные материалы по предметной области учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика». После тестирования обучающийся получает статистическую информацию о прохождении контрольного мероприятия.

Созданное Internet-приложение содержит глоссарий, который дает возможность получить справочную информацию (основные понятия, контрольные сроки в изучении дисциплины и т.д.). Необходимую запись можно выделить или по алфавитному списку выбора терминологического словаря или с помощью строки, при этом список записей можно сортировать по алфавиту, категории, дате регистрации и автору. Кроме того, в тренировочном режиме тестирования пользователь всегда может с выделенным ключевым словом получать автоматические ссылки на соответствующую запись в глоссарии, то есть получать теоретическую подсказку не обращаясь к лекционному материалу. Отметим, что глоссарий таким же образом может использоваться при изучении или повторении теоретического материала.

В качестве коммуникативных компонент в электронном курсе пока реализован только блок «Форум», где участники учебного процесса могут обмениваться сообщениями в режиме offline.

Созданный электронный курс «Теория вероятностей математическая статистика» с использованием Internet-технологий, компьютерной системы тестирования, технологии дистанционного обучения может успешно использоваться в учебном процессе для студентов математических направлений подготовки образовательно-квалификационного уровня бакалавр.

В дальнейшем планируется разработанный электронный курс дополнить такими учебно-методическими ресурсами:

– б–блок «Учебная программа дисциплины», который включает доступ к информации об авторах-составителях курса, программного материала, определяет содержание и объем изучения дисциплины;

– блок «Введение в дисциплину», который предоставляет информацию о цели, учебных задачах, сроках изучения дисциплины;

– б–блок «Методические указания к изучению дисциплины», включающий порядок и методические рекомендации по изучению дисциплины в режиме дистанционного обучения, связи с другими дисциплинами, входящих в учебный план подготовки бакалавров.

Далее предполагается создать интерактивную мультимедийную составляющую, что позволит получать теоретические знания и приобретать практические навыки в дистанционном формате. На кафедре также ведутся разработки по созданию средств, предназначенных для организации учебного процесса и тестирования (модульного и семестрового) контролей, дистанционного проведения консультаций, автоматической проверки и оценки тестовых заданий, практических, лабораторных и индивидуальных (творческих) работ, а также средств, которые обеспечат накопление различных статистических данных по использованию данного дистанционного электронного курса с сохранением информации в течение установленного периода.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.                Белозубов А. В. Система дистанционного обучения Moodle : учебно-методическое пособие /А. В. Белозубов, Д. Г. Николаев – СПб., 2007. – 108 с.

2.                Горин А.А. Аналитический отчет, содержащий анализ ЭОС, используемых другими ВУЗами, сравнение возможностей, недостатков данных ЭОС и рекомендации по выбору ЭОС. – Владивосток: ВГУЭС, 2012. – 13 с.

3.                Кирьякова, А. В. Интернет-технологии на базе LMS Moodle в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая, Н. В. Михайлова, В. В. Запорожко. – Оренбург: ООО «НикОс», 2011. – 117 с.

4.                Что такое интерактивное обучение? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchitmatematika.ucoz.ru/interaktiv.doc.


Библиографическая ссылка

Линник И. И., Линник Е. П., Овчинникова М.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» // . – . – № ;
URL: istmu2016.csrae.ru/ru/0-52 (дата обращения: 04.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 343 | За неделю: 343 | Всего: 343


Комментарии (0)