Экономические науки
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Давыдова Галина Ивановна 1

1. Западно-Подмосковный институт туризма - филиал Российской Международной Академии Туризма(РМАТ)

Резюме:

В основу технологий положено моделирование элементов проблемно-конфликтной ситуации, связанное с развитием личностного поведения человека в условиях решения творческой задачи. Рефлексивный анализ управленческой ситуации строится на выделении трех факторов: оперативный, результативный и мотивационный. Рефлексивное управление предполагает фазовое преодоление проблемно-конфликтной ситуации. Показателем продуктивности управленческого взаимодействия выступает характер идентичности субъекта по отношению к проблемно-конфликтной ситуации: на уровне адаптации, осмысления задачи и рефлексивного переосмысления.

Ключевые слова: Проблемно-конфликтная ситуация, фазовая модель управленческого взаимодействия, рефлексивное мотивационное управление, степень идентичности субъекта по отношению к задаче.


Информационные системы и технологии

 в экономике и менеджменте

УДК 65.012.123

Давыдова Г.И., д-р пед. наук., канд. психол. наук., доцент.

                 Западно-Подмосковный институт туризма - филиал Российской Международной Академии Туризма(РМАТ)

 

РЕФЛЕКСИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

В основу  технологий  положено моделирование элементов проблемно-конфликтной ситуации, связанное с развитием личностного поведения человека в условиях решения творческой задачи. Рефлексивный анализ управленческой ситуации строится на выделении трех факторов: оперативный, результативный и мотивационный. Рефлексивное управление предполагает фазовое преодоление проблемно-конфликтной ситуации. Показателем продуктивности управленческого взаимодействия выступает характер идентичности субъекта по отношению к проблемно-конфликтной ситуации: на уровне адаптации, осмысления задачи и рефлексивного переосмысления.

The basis of the necessary modeling elements of problem-conflict situations, associated with the development of personal human behavior, to solve creative tasks. Reflexive analysis of the management situation the allocation is based on three factors: operational, productive and motivational. Reflexive governance implies the overcoming of the phase of problem-conflict situation. Increased productivity of managerial interaction is the character of the identity of the subject in relation to the problem-conflict situations: on the level of adaptation, comprehension tasks and reflexive rethinking.

Проблемно-конфликтная ситуация, фазовая модель управленческого взаимодействия,  рефлексивное мотивационное управление, степень идентичности субъекта по отношению к задаче.

Problem-conflict situation, the phase model of managerial interaction, the reflexive and motivational management, the degree of identity of the subject in relation to the task

Применение этих технологий основывается на  рефлексивном анализе менеджером характера управленческой ситуации и выборе факторов, служащих ориентиром для принятия решений. Таких факторов выделяется три: оперативный, результативный и мотивационный.

Оперативная управленческая технология предполагает, что менеджер принимает оперативные решения, касающиеся персонала, на основе постоянного наблюдения и анализа его деятельности. Такая технология эффективна в процессе обучения и адаптации, а также в процессе тестирования и аттестации персонала.

При этом анализируется характер идентичности субъекта по отношению к проблемно-конфликтной ситуации,  определяется степень его адаптации, осмысления и переосмысления характера своей деятельности. Так, адаптивные способности личности выражаются в  эмоционально-позитивном отношении к ситуации, уровень осмысления связан с адекватностью обращения субъекта к своему прошлому опыту, способностью к переосмыслению определяется рефлексивный характер применения имеющихся у человека стереотипов опыта, знаний и приемов деятельности. Технология управления по результатам  заключается в том, что коррективы в деятельность субъекта вносятся в зависимости от достижения запланированных результатов.  При этом анализируется не только сам характер результатов, но и те способы, качества и приемы, которые обеспечили успешность деятельности.

Технология по мотивационному фактору ориентирована на достижение работником личных задач  в контексте решения задач организации в результате взаимодействия, получившего название Декларации.

В основу этих технологий  положено моделирование элементов проблемно-конфликтной ситуации, связанное с развитием личностного поведения человека в условиях решения творческой задачи [4]. Мотивационное рефлексивное управление предполагает прохождение шести фаз преодоления проблемно-конфликтной ситуации (Рис.1):

Рис. 1. Фазовая модель преодоления проблемно-конфликтной ситуации и способов управленческого  взаимодействия  (упрощенная)

Побужде-ние

Намере-ние

Ценность

Замысел

План

Поступок

(результат)

«б»

 

«нм»

«цнс»

«змс»

«пл»

«п»

творческий

нормативный

адаптивный

 

 
 

 

 

 

 

шаг №1 («б») - с определения желаемого результата; шаг №2 («нм»)- анализ того, что сделано на данный момент и шаг №3 («цнс») - детализации того, что, почему и как должно быть сделано (и почему так, а не иначе). Следующим шагом №4 («змс») является создание Декларации, которая позволяет определить круг конкретных лиц, ответственных за то или иное дело, обязанности каждого из них в процессе решения задач на разных этапах реализации основных целей, усилить связь между официальными и личными целями.

Шаг №5 («пл») является корректирующим, связанным с необходимостью  выполнения определенных действий по устранению имеющихся проблем и трудностей, сверка с планами и другими официальными документами организации.

В качестве последнего шага №6 («п») выступает установление сроков  выполнения промежуточных задач и окончательных сроков Декларации. Таким образом, последний шаг рефлексивной  технологии связан с вычленением сроков преодоления помех и достижением искомой цели, направленной на поиск дополнительных возможностей.

Рефлексивная технология, связанная с оформлением Декларации связана с обеспечением условий для развития самоанализа личности в проблемно-конфликтной ситуации, какой, по сути, является сам процесс ее оформления, предполагающий прохождение ряда стадий,  а также выделение трех уровней идентичности субъекта по отношению к проблемно-конфликтной ситуации: адаптивный, нормативный и творческий (Рис.1). Первый уровень связан с эмоциональной адаптацией, обеспечивающей адекватное поведение и приспособление индивида  к предлагаемым обстоятельствам. Второй уровень (нормативный) связан с реализацией  определенных профессиональных умений в соответствии с имеющимися образцами, эталонами, нормами деятельности. Третий уровень (творческий) связан с формированием самостоятельного рефлексивного мышления, когда  полученные представления становятся основанием личностно-деятельной самореализации, развития личных и коллективных инновационных проектов.

С помощью связи буквенных обозначений можно описать технологию основных типов управленческого взаимодействия в фазовой модели:

1) «б» —> «п»  (эмоциональное взаимодействие); включает два шага (1—>6): "побуждение" (1), связанное с определенной причиной взаимодействия и эмоциональным воздействием (6) на собеседника - "результатом".

2) «б», «нм» —> «пл», «п» (нормативное взаимодействие); включает четыре шага: причину взаимодействия - "побуждение"; введение определенной нормы, предписания, стандарта - "намерение"; планирование, связанное с реализацией имеющихся средств - "план"; осознание полученного или предполагаемого результата - "поступок".

3) «б», «нм», «цнс»—> «змс», «пл», «п» (проективное взаимодействие); включает первый шаг-"побуждение",  второй шаг - "намерение", третий шаг - "ценность", связанный с переосмыслением субъектом своих первоначальных целей и намерений, оснований своих действий на уровне ценностного отношения и открытия творческого «замысла» (четвертый шаг), пятый шаг связан с осознанием имеющихся и недостающих ресурсов в ситуации «планирования»; шестой шаг – «поступок» связан с осознанием результата собственного выбора, экологичности полученного результата.

Выделенные типы рефлексивного взаимодействия определяются конкретными необходимостями ("причинами"),  управленческой спецификой, предметным содержанием управленческой ситуации, смысловыми приоритетами, частными обучающими задачами, а также характеризуются степенью личностной включенностью, характером идентичности субъекта по отношению к ситуации (на уровне эмоций, правил или ценностей), уровнем рефлексивности результата (степенью новизны полученного решения).

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     Давыдова Г.И. Рефлексивно-диалогический подход в профессиональной подготовке предпринимателей в непрерывном образовании. Учебно-методич. пособие – М.:РИД ВЛАДИ -2007 -83стр.

2.     Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в учебном процессе будущего управленца//Вестник Московского университета МВД России – 2008.- №9.- С.55-57

3.     Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента. : Пер. с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.

4.     Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 70 – 74.

 


Библиографическая ссылка

Давыдова Галина Ивановна РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ // . – . – № ;
URL: istmu2016.csrae.ru/ru/0-8 (дата обращения: 04.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 361 | За неделю: 361 | Всего: 361


Комментарии (0)